Каким образом ученым стоит толковать все эти недавние находки? Свидетельствуют ли они о том, что наши предки вели разгульный образ жизни или, наоборот, что в первобытные времена уже проповедовался аскетизм?

На сегодняшний день существует две точки зрения по этому вопросу. Социобиологи рисуют картину непрекращающихся совокуплений и оргий. Они утверждают, что представители раннего человечества были крайне неразборчивы в связях. Целыми днями наши предки бегали по полям и лесам в поисках секса, следуя зову природы и своим необузданным гормонам. Так, американский антрополог Хелен Фишер (Helen Fisher) заявляет, что женщины Каменного века «постоянно исчезали в кустах с различными партнерами». Другая позиция, отстаиваемая так называемыми «табуистами», состоит в том, что первобытный человек строго воздерживался от секса. Такую сексуальную жизнь неандертальца, безусловно, нельзя назвать разнузданной. Миниатюрная фигурка Адониса из Саксонии и глиняные женские груди с берегов озера Констанс могут быть растолкованы совершенно по-разному, отображая различия между двумя противоположными лагерями. По мнению табуистов, эти скульптуры являются частью строго регулируемого ритуала плодородия. С другой стороны, социобиологи рассматривают их как доказательства того, что у первобытных людей было только одно на уме – они занимались сексом друг с другом в любое время, когда им хотелось.

Особенно горячие дебаты идут по поводу больших, каменных фаллических предметов. По некоторым данным им приблизительно 32 тысячи лет. Одни утверждают, что это просто фаллоимитаторы, которыми наслаждались женщины времен Каменного века. Другие полагают, что это ритуальные приспособления, которые использовались для лишения девственности в Ледниковый период.

Отстаивая свою точку зрения, табуисты также обращаются к мнению известных исторических личностей. Так, например, Чарльз Дарвин верил, что когда-то люди жили «маленькими племенами», возглавляемыми вождями, которые, в свою очередь, оберегали всех женщин. Он пишет: «Принимая во внимание все, что мы знаем о ревности, менее всего вероятно, что в естественной среде секс будет полигамным».